Чукчи

На севере материковой части Камчатки с коряками соседствовали чукчи. Кочевые жители тундры именовали себя чаучу, что означает «оленные люди». Отсюда и название — чукчи. Кроме того, имелось и еще одно самоназвание — луо-роветланы, то есть «настоящие люди», или «живущие здесь».

Основная часть чукотского народа жила на территории современного Чукотского автономного округа и Магаданской области. На севере Камчатки чукчи появились в поисках оленьих пастбищ.

По хозяйственному укладу и быту кочевые чукчи более походили на коряков-оленеводов, а оседлые чукчи—на коряков морского побережья. Оленные стада иногда достигали крупных размеров. Владелец менее чем ста оленей считался бедняком и обычно не мог вести самостоятельное хозяйство.

Оседлые и кочевые группы коряков и чукчей производили между собой обмен необходимым. Это происходило в форме «подарков».

Отношения коряков и чукчей, к сожалению, иногда омрачались усобицами и столкновениями из-за оленьих пастбищ. Чаще все-таки брали верх взаимопонимание и взаимоуважение. На Парапольском доле и в других местах происходили обоюдные встречи, ставился общий стан с удлиненными ярангами. Общие костры означали установление дружеских отношений. На встречах люди обменивались подарками, устраивали оленьи гонки, состязались в силе, ловкости, пели и плясали. Здесь особенно наглядно проявлялась характерная черта поведения всех народов Севера — уважение к чужим обычаям.

 

Использованные источники:

  • Сергеев В. Д. Страницы истории Камчатки. Дореволюционный период. Дальневосточное книжное издательство, г. Петропавловск-Камчатский, 1992 г.