ГлавнаяНовости туризма2011За жизнь пассажира до паспортного контроля никто не отвечает

За жизнь пассажира до паспортного контроля никто не отвечает

2 февраля 2011 г.

В Общественной палате 27 января искали ответственных за теракт в Домодедово в частности, и за жизнь посетителей аэропортов— в принципе. Искали, но так и не нашли. Ни представители аэропорта, ни причастные министерства и ведомства не захотели брать на себя ответственность. Кто отвечает за жизнь пассажира— от входа в аэропорт до паспортного контроля, выяснить так и не удалось.

В Общественной палате 27 января собрались представители всех так или иначе причастных к обеспечению безопасности пассажиров министерств и ведомств, аэропортов «Домодедово», «Внуково», «Шереметьево», а также депутаты Госдумы, правозащитники и общественные деятели. На внеочередном заседании комиссии ОП по общественному контролю за деятельностью и реформированием правоохранительных органов и судебно-правовой системы виноватых найти так и не удалось. Все участники дружно кивали друг на друга, и уверяли, что действовали в рамках закона и своих полномочий. Так и не найдя «крайнего», решили создать в ОП рабочую группу, которая сформулирует конкретные предложения по урегулированию законодательства в сфере транспортной безопасности. Ее возглавит член ОП, адвокат Анатолий Кучерена.

Авиапассажир, как выяснили на заседании, находится практически в абсолютной безопасности, лишь оказавшись в зоне предполетного досмотра. Вероятность попадания на борт террориста со взрывчаткой, даже не содержащей металлических элементов, равна нулю. Однако в «грязных» зонах мы по-прежнему уязвимы.

У нашей системы безопасности нет ядра, единодушно заключили участники заседания. За жизнь и здоровье людей в аэропорту отвечают Минтранс, Росавиация, таможенные и пограничные органы, МВД и ФСБ. «Это неуправляемая ситуация. Когда существует 5–10 структур, то разобраться, кто отвечает за безопасность, невозможно»,— уверен Председатель Комиссии Общественной Палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и реформированием судебно-правовой системы Анатолий Кучерена.

«Белая» и «грязная» зоны

В каждом аэропорту существуют «зона общественного места» и «стерильная зона». Люди, попадающие в здание аэропорта, думают, что им ничего не угрожает. Однако они могут быть уверены в этом, лишь достигнув стерильной, «белой» зоны.

После произошедших в 2004 году терактов на борту самолетов в Ростовской области, во второй зоне осуществляется строжайший предполетный досмотр. «Мы всегда считали воздушное судно самым уязвимым в воздушном транспорте»,— констатировал замминистра транспорта РФ Андрей Недосеков.
В первой, «грязной» зоне, куда может попасть встречающий, провожающий, таксист, посетитель кафе, проводится только выборочный досмотр граждан. Эта норма закреплена в постановлении Правительства от 1994 года и в его редакции 2006 года. Интроскопы и рамки детекторов, защищающие «чистую» зону, аэропорт должен иметь в соответствии с федеральными авиационными правилами. В постановлении Правительства оговорено, что администрация аэропорта вправе самостоятельно устанавливать контроль всех входящих.

«Домодедово» был оборудован всем, что предусматривают федеральные авиационные правила.

Выборочный досмотр

Выборочный досмотр сегодня считается самым оптимальным методом обеспечения безопасности людей. По словам исполнительного директора аэропорта «Домодедово» Дениса Нуждина, теракты происходят в местах большого скопления людей. Поэтому нет смысла создавать очереди из желающих проникнуть в здание аэропорта, подвергая людей на улице атаке террористов.

В приказе Минтранса указаны правила проверки входящих людей по каждому объекту транспорта. Аэропорт осуществляет личный досмотр в «белой» зоне, но он не уполномочен проверять встречающих и провожающих. Досмотр входящих в здание аэропорта осуществляют сотрудники внутренних дел. Таким образом, авиационная и общественная безопасность оказываются разграниченными.

Усиленный режим

После крушения самолетов в Ростовской области было решено закрыть все входы в аэровокзальные комплексы. Впоследствии этот режим был отменен. После теракта в Домодедово он снова действует.

Усиленный режим вводится тогда, когда от оперативных служб поступает информация о готовящихся терактах. Как считает директор производственного комплекса ОАО «Аэропорт Внуково» Геннадий Прощикин, главный недостаток подобной информации— отсутствие конкретных временных интервалов. Между тем, издержки на содержание личного состава, на проектирование и установку дополнительного оборудования вынужден нести аэропорт. В США оснащение аэропортов производится за счет средств федерального бюджета.

Законодательная база

По мнению депутата ГД РФ Александра Хинштейна, «теракт стал возможен в результате серьезных и непродуманных реформ в МВД, которые проводятся волюнтаристски и непрофессионалами». У нас, по словам депутата, не существует концепции развития транспортной милиции. Подразделения транспортной милиции были влиты в состав территориальных органов внутренних дел. Недавно были сокращены отделения по борьбе с экстремизмом. 13 декабря 2010 года сотрудники милиции, уполномоченные досматривать входящих в аэропорт, выведены за штат.

Нет специалистов, занимающихся непосредственно охраной каждого вида транспорта, существует лишь объединенное управление. «У нас полностью выпали из поля зрения объекты железнодорожного транспорта и вокзалы— они не оборудованы. Сегодня организовать теракт на водном транспорте не составляет никакого труда»,— сказал Хинштейн.

Самое сложное в этой ситуации— координация отвечающих за безопасность ведомств. «Кто-то один должен отвечать за безопасность»,— считает Анатолий Кучерена. Рабочая группа Общественной Палаты подготовит свои предложения по совершенствованию безопасности на транспорте.

Источник:ИТАР ТАСС

Вернуться к списку новостей | Перейти на главную страницу